Есть на земле Фергана, навек покинутая нами и навек незабвенная,- голубой сон души; это ее память, ее след оттиснулись на сердце,- ее раскаленное солнце, ее города с многошумными, пестроцветными базарами, ее селения, утонувшие в зеленых садах, ее горы с вознесенными за облака снеговыми вершинами иЭтот длинный пассаж из великой книги содержит скрытую цитату из другого литературного произведения - "Бабур-намэ", написанного одноименным султаном из династии Тимуридов - Захирэддином Бабуром. Был правителем Намангана - есть такой город в Фергане. А потом потерпел поражение в войне с вторгшимися кочевыми узбеками, бежал в Кабул, а в конце концов, после многих приключений и сражений, стал основателем так называемой Империи Великих Моголов в Индии - одного из величайших мусульманских государств. Но до конца дней мечтал вернуться в Фергану, которую считал своей Родиной (хотя, как правнук Тимура, был по происхождению барласом - это такое тюркизированное к тому времени монгольское племя).
мутно-ледяными потоками, ее поля, озера и пески, хрустальные рассветы и багрово-страстные, во всю небесную ширь, закаты над горами, ее осиянные ночи, задымленные чайханы, ее дороги, каждая из которых казалась когда-то дорогой в Ирам - страну счастливых чудес...
Леонид Соловьев, Повесть о Ходже Насреддине
Не сложилось. И тогда написал он свои мемуары, которые и вошли в историю как "Бабур-намэ" - один из первых памятников узбекского литературного языка (который к его кровным врага - кочевых узбекам, - имел очень косвенное отношение).
Вообще, султан Бабур личностью был интересной. С детства, судя по всему, испытывал склонность ко всякого рода интеллектуальным занятиям, стихи сочинял, и так далее. Однако, оказавшись в силу происхождения и обстоятельств, правителем, сначала мелким, а потом - и правителем огромной империи, показал себя и бесстрашным бойцом, и удачливым полководцем (узбеками был разбит, когда ему было 15 лет - ну пацан еще).
Да и правителем оказался небесталанным. В частности, уже будучи Могольским падышахом, он придумал очень оригинальную систему налогообложения: своего рода прогрессивный налог наизнанку. То есть, купец, въезжавший в его страну, платил подачи в зависимости от удачи в торговых делах: чем удачливей он их вел, тем меньшим процентом облагались его доходы.
Согласитесь, не лишено резона: коль приперся в чужую страну делать свой бузинес, делай его хорошо, за что тебе премия обломится (ну а казне доход будет по валу). А не умеешь - уё...вай, откель приехал. Учитывая, что его династия просуществовала более двух веков, и потомки его считались (да, вероятно, и были) богатейшими правителями мира, система оказалась эффективной.