В 1770 году Русский флот одержал победу в Чесменском бою с флотом турецким. По получении реляции императрикс Екатерина сказала "О", но не поехала в "Мо - скву великий град", а велела увековечить память той победы. В частности, возведением Чесменской церкви, которая и была построена на месте, где императрица Катька получила реляцию.
Строил Чесменскую церковь русский архитектор Фельтен, Юрий Матвеевич (известный также как Георг Фридрих - такое вот исконно русское было у него имя). И стиль, в котором она была построена, называется - псевдо-готическим. Представление о том, как это выглядит, можно получить здесь .
Вскоре по завершении строительства Чесменской церкви некто Полторацкий получил высочайшее разрешение на постройку церкви в своем имении - селе Красном.
Сам по себе Полторацкий, Марк Фёдорович (1729 — 1795), был личностью более чем примечательной, и судьба его весьма интересна, так как опровергает многие вбитые нам в головы за годы советской власти стереотипы. Сын казака Фёдора Полторацкого, принявшего сан, он учился в Киево-Могилянской академии, где, помимо всего прочего, пел в тамошнем хоре. Где был услышан графом Разумовским и взят ко двору для певческой службы в хоре. Дослужившись до регента Придворной певческой капеллы, он получает чин полковника, потомственное дворянство, женится на богатой наследнице и входит в десятку богатейших людей России.
Так что его возможности в отношении построения церкви вполне совпадали с желаниями. И в качестве архитектора оной был приглашен тот же Фельтен. Который и воспроизвел свое предыдущее творение - с неизбежными для каждой творческой личности модификациями, в чем легко убедиться, глянув на эту страницу. Церковь получила имя - Преображенской.
Род Полторацкого дал не мало потомков. В их числе и всем известная героиня одного из стихотворений Пушкина, который и сам бывал в этом имении. Однако, не будучи поклонником "нашего фсио", от пересказа пушкинистических историй я воздержусь.
Однако все кончается - и в конце пресекся и род Полторацких. И владельцем имения и, так сказать, боссом принадлежащей ему церкви стал Борис Борисович Костылев, врач по специальности, пребывавший в этом качестве вплоть до самого ВОСРа. О нем сохранилось две интересных легенды.
Первая гласит, что не был он образцом высокой морали, и страстно влюбился в простую селянскую девушку. Для встречь с которой построил специальный дом - тот самый, в котором нас принимали в этом селе.
Вторая же: в годы после-ВОСРовских безобразий был он арестован компетентными органами и увезен в Тверь, в казенный дом. Ну а мужики села Красное собрались и вызволили его с кичи.
В общем, судя по всему, наш был человек...
После ВОСРа в Преображенской церкви располагались всякого рода казенные учреждения. И ныне она находится просто в аварийном состоянии, хотя и числится на учете в Областном комитете по охране памятников.
Находясь в стороне от туристских и паломнических маршрутов, она не попала в список пушкинских мест. И практически не посещаема - мы были там чуть ли ни единственными проезжими за несколко недель. Батюшка ее жалования не получает, существуя на пожертвования - а пожертвования поступают от считаных местных прихожан и редких экскурсантов. Батюшку, кстати, мы не застали - он, вместе с матушкой, находился в больнице, где дочь их перенесла тяжелую операцию.
Вот такая история - ее рассказала та самая дама, которая помахала нам рукой, когда мы остановились возле церкви на предмет производства съемки. Гражданка незалежней Туркменщины, со всеми вытекающими последствиями - sapienti sat.
Не подумайте, что это я агитирую за советскую власть (то есть, пардон, РПЦ): все знают меня как старого охальника и безбожника, для которого не святы ни Бог, ни маммона, ни советская власть, ни всякие дерьмократии с либлярализмами. Просто меня эта история зацепила. Ну а что рассказал ее коряво - так это за отсутствием навыка, привык писать все больше про установку Мандривы...
О блоге
Все новые материалы размещаются на Блогосайте alv.me. Старые - в процессе переноса.