1977 год. Дело было в горах Киргизщины :)
Алайский хребет. Закинули нас вчетвером вертолетом, под водораздел, на северный склон, чуть ниже Сурметашского ледника. На предмет изучения Сурметашского интрузива - очень интересная штука, но к настоящей теме не относится. Высота - около четырех с полтиной километров. Плановых работ - примерно на неделю, может, дней десять.
Ну, поскольку закидывали вертолетом, харчем запаслись по полной программе, по принципу
идешь на неделю, запасай на месяц
Далее надо было отработать участки и потом спускаться вниз. Где нас должна была снимать машина.
Отработали как надо, проб набрали - до... ну матери того самого Кузьмы, кил по 40 на брата.
И почесали вниз. Предварительно предприняв все усилия по харчению запасов. Всё запасенное схарчить не смогли, бросить - привычка полекиа не позволяет, взяли с собой (вместе с камнями).
Дотащились еле-еле до точки, где машина нас должна ждать. Машины нет.
Ну, дело обычное - сентябрь месяц, хлопоквая кампания, бензинки нима, машина задерживается.
харча вволю. Надо истреблять - привозить харч из маршрута очень дурная примета. Сели в удобном месте и начали методично жрать. Жрали, пока все не съели.
Машины по прежнему нет. Лежим, отдыхаем, перевариваем, как удавы.
И тут появляется наш начальник - откуда не возьмись. С объемистым таким рюкзаком. И говорит:
- У меня для вас две новости - хорошая и плохая. Как начальник, сам решаю, с какой начать. Начну с хорошей. Я вам арбузик принес.
И из ржкзака своего объемистого достает такой увесистый арбузик - будмаю, самый большой, какой на ближайшем базаре нашел, кил на 25.
Ну мы, рожы оборжравшиеся конской тушенкой и прочими деликатесами, этот арбузик в шесть секунд и умяли.
- А теперь, говорит начальник, плохая новость: сель прошел, мост на речьке снесло, машина не придет. Так что давайте пилить еще кил 15 до навесной переправы - машина за ней.
Ну одели мы рюкзачки осто...вшие и пошли. Начальник даже не предложил взять ничего из нашего груза себе. Хотя видел, что много. Матюгнусь про себя - типа мог бы о подмогнуть, но... Волю в кулак собрали - дошли.
А там до навесной переправы - еще метров 500. По горизонтали. По сцементированному пролювию. Кто не видел - скажу: хуже на свете ничего не бывает. Это не осыпь по которой в случае чего съедешь. И не скала, по которой можно идти. Гнусная такая весчь, зацепиться, если сорвешься, не за что. А если зацепишься - оно прямо под руками выкрашивается.
Правда, там нечто типа тропки пробили - подозреваю, это начальник местных подрядил, пока к нам бегал. Но тропка - шириной в полступни от силы. А вниз, до речки, немного, метров с полста - правда, там камушки всякие валяются, острые, так что в случае чего хватит.
Фигли делать, пошли. А начальник достал из рюкзачка своего два скальных молотка и пошел ниже нас метра на полтора. прям по этой стенке - не стенке, осыпи - не осыпи. И каждого из нас страховал - молотками, чуть у кого нога соскользнет (а соскальзывала она часто, да и 40 кил камней, в рюкзаке болтающихся, устоячивости не прибавляют). При том, что трое из нас были на голову его выше и кил на 30 потяжельче.
Так и дошли. Переправились, в машину погрузились, в Ош рванули.
Ну, а Оше, как положено, уже и приняли...
Начальник тот - Павел Вольфович Зайд. Мы его дядей Пашей звали. Он сначала обижался, потом привык.
Ныне на Израильщине пребывает...